Методические пособия

Тематическое занятие по экологии, на тему «В союзе с природой».
Старшая группа «Колокольчик»
(воспитатель Явгаева В. С.)

Познавательно-исследовательский проекта «Вода, кругом вода» (подготовительная группа «Бабочка»)
(воспитатель Сорокина М.Н.)

Познавательно – исследовательский, краткосрочный проект «Мир насекомых»
(воспитатель Дитрих В.Е.)

Проект «Огород на подоконнике»
(воспитатель Гайнулина С.М.)

План-конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
(воспитатель Дитрих В.Е.)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Тема «Деревья наши друзья»
(воспитатель Дитрих В.Е.)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию Тема «В союзе с природой»
(воспитатель Дитрих В.Е.)

План – конспект викторины по познавательному развитию в старшей группе «Колокольчик» тема: «В союзе с природой»
(воспитатель Гайнулина С. М.)

План – конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Колокольчик»
Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»
(воспитатель Гайнулина С. М.)

Проект «Воздух. Вода»
(воспитатель Екамасова О. И.)

«Самара. Космос. Дети»
(воспитатель Левина Е.В.)


Исследовательский проект «Вода и ее свойства»
(воспитатель Явгаева В.С.)

«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях».
Тема: «Моя Самара»
(воспитатель Сорокина М.Н.)

Конспект НОД в старшей группе «Самара – мой город родной»
(воспитатель Сорокина М.Н.)

Методическая разработка на тему: «Мой город – игра путешествие»
(воспитатель Явгаева В.С.)

Открыть документ


Презентация игры-путешествия «Мой родной город»

Методическая разработка на тему: «Самара - мой город родной»
(воспитатель Бакеева Т.Н.)

Методическая разработка на тему: «Самара - Родной город»
(воспитатель Ионихина Н.Ю.)

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию. Тема «В союзе с природой»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию. Тема «В союзе с природой»

Выполнил:
Воспитатель 
средней группы «Солнышко»
Дитрих Вера Евгеньевна
 
 
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи

  1. Активизировать речь детей, обогащать активный словарь новыми словами («Речевое развитие»)
  2. Приобщать детей к основам экологической грамотности, закреплять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе (Социально-коммуникативное развитие»)
  3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе. («Художественно-эстетическое развитие»)
  4. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов. Мотивировать к раздельному сбору ТБО. (Познавательное развитие)
Методы и приемы
  • практические: изготовление игрушки из одноразовых пластиковых стаканчиков, игра «Соберем мусор вместе», «Сортируем мусор»
  • наглядные: рассматривание слайдов, картинок
  • словесные: беседа, вопросы по теме,
Материалы и оборудование: корзинки для мусора, аудиозапись «веселая музыка для конкурсов», пакет с разным мусором, знаки «Соблюдайте чистоту», «Нет мусору», пластиковые стаканчики, одноразовые ложечки, пластилин.
 
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игры «Соберем мусор вместе», «Сортируем мусор»
Позновательно-исследовательская Наблюдение за слайдами,  решение проблемной ситуации
Коммуникативная Беседа по теме, вопросы о том, как правильно вести себя в лесу, видеть вокруг себя прекрасное, ценить это и беречь 
Музыкальная  Подвижные игры с музыкальным сопровождением
Изобразительная Изготовление игрушки «зайчик» из одноразовых пластиковых стаканчиков

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Незнайка прислал письмо с картинками. (Чтение письма) «Я пишу вам из далекого цветочного города, у нас случилась беда, мы никак не можем с ней справится. Я посылаю вам волшебные картинки, чтобы вы поняли какая у нас проблема в городе…» Дети слушают письмо и смотрят волшебные картинки Понимают проблему и проявляют желание помочь Незнайке.
2
Задаю детям вопросы:
Откуда берется мусор? Какие виды мусора бывают? Куда девается мусор? Можно ли сжигать мусор? Можно ли закапывать мусор?
 
Дети отвечают на вопросы, описывают весь путь мусора (мусорный пакет-мусорный контейнер-свалка) Приходят к выводу, что сжигать мусор нельзя, так как при сгорании образуются опасные вещества, которые отравляют воздух, а мы им дышим и закапывать нельзя – многие виды мусора не подвергаются разложению многие годы.
3 Предлагаю оценить красоту и уют  нашей группы. Затем берется корзина с мусором и раскидывается по группе. Показать на примере как загрязняются улицы, парки нашего города и как неприятно отдыхать в таких местах. Дети заинтересовываются и слушают. Сформирована эмоциональная отзывчивость
4 Предлагаю детям поиграть в игру «Соберем мусор» Два ребенка под музыку и на время собирают мусор в мусорный мешок Проявляют положительные эмоции
5 «Молодцы ребята! Быстро справились с этим заданием, и у нас снова стало чисто, уютно и красиво. А как можно бороться с накопившимся мусором? (перерабатывать). Как вы думаете, что нужно сделать для его переработки?(сортировать) Дети предлагают различные способы борьбы с мусором. Размышляют. Приходят к выводу, что наилучший способ борьбы с мусором, это переработка и сортировка.
6 Конкурс «Сортируем мусор» Дети сортируют мусор на бумажный и пластиковый Сформировано понимание «пластиковый мусор», «бумажный мусор»
7
« Мусор собран и отсортирован, теперь можно его отправить на мусороперерабатывающий завод. Благодаря вам Незнайка научится сортировать мусор, научит своих друзей коротышек и наведет порядок в своем 
городе. А мы сегодня найдем применение пластиковым стаканчикам, мы их превратим в зайчиков.
 
Дети изготавливают поделку из одноразовых стаканчиков, ложечек и пластилина. Проявляют положительные эмоции (радость, восхищение)

Консультация для родителей «Лето красное и опасное»

Консультация для родителей «Лето красное и опасное»

Открыть документ


Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад»

Консультация для родителей «Ваш ребенок поступает в детский сад»

Старший воспитатель: Шестерёва Марина Михайловна
МБДОУ детский сад № 309 г.о. Самара

 

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.

После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывания в течении одного-двух часов в незнакомой обстановке уже для него является большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушла домой и воспитатель может дольше уделять ему внимание.

В первые дни посещения не допустимо высказывать сожаление о том, что ребенка приходиться отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит.

Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т.п. На это надо обращать в семье постоянное внимание.

Обратите внимание на следующее

Желательно, чтобы ребенок, поступая в детский сад, умел

  • пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу
  • он должен активно участвовать в раздевании, умывании

Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям нужно в повседневной жизни через личный пример и постоянное повторение положительных ситуаций у ребенка закреплялись культурно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения со взрослыми и сверстниками.

Консультация для педагогов «Организация прогулки летом с детьми в дошкольном учреждении»

Консультация для педагогов «Организация прогулки летом с детьми в дошкольном учреждении»

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми. Большое значение на прогулке имеет значение двигательная активность которая сочетается с умственным напряжением.
 
Педагог заранее выносит выносной материал
  • куклы разные
  • машины разные
  • наборы для игры с песком и водой
  • реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин)
  • разукрашки для девочек и мальчиков
  • книги для чтения
  • спортивные атрибуты (прыгалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли)
  • трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике).
В прогулку входят пять компонентов
  • самостоятельная деятельность
  • индивидуальная деятельность
  • игровая деятельность
  • трудовая деятельность
  • наблюдение.
Педагог в перспективном плане планирует прогулку, учитывая все эти компоненты. Они могут проходить не по порядку, педагог сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает эмоциональный настрой детей. 
И так педагог с детьми выходит гулять. 
Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знание детей о деревьях. Если только проходят показать это дерево его структуру, различие с другими деревьями, например (ель, елка, сосна). Обратить внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и многое другое.
Придя на участок можно детям дать самостоятельно выбрать занятия, которые они хотели бы. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь педагог помогает таким детям организовать сюжетно ролевую игру например ( семья, доктор, мы идем в гости, магазин). В такие игры обычно подключаются большинство детей, и тогда педагог отходит в сторону давая детям самостоятельно договариваться. Также дети самостоятельно организовывают свои игры при этом пользуются предметами заместителями. 
 
Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала по разным видам образовательной деятельности
  • счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, машины проезжающие
  • геометрические фигуры ( найти похожую, найди пару, построй фигуру)
  • рисование закрепление, какого либо элемента (выносной материал, палочной на песке, мелком на асфальте)
  • заучивания считалок, стихотворений (подбирается стихи про деревья, цветы, облака, и многое другое)
  • закрепления музыкальных и физкультурных навыков
  • отгадывания загадок (о природе, о бытовых вещах, о животных, о насекомых)
  • закрепления звука произношения
  • времена года, дни недели, месяца, свой домашний адрес и многое другое.
Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Игр может быть несколько особенно знакомые детям, и давать возможность, что каждый ребёнок мог быть ведущим. Если дети не устали и хотят еще играть в подвижные игры можно организовать соревновательные игры. 
Трудовая деятельность помогает детям организовываться и сплачиваться друг с другом. 
Так выходит прогулка в дошкольном учреждении это организованный педагогический процесс, который заранее надо тщательно продумывать и готовиться.
 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию Тема «Мусор-враг нашего города»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию Тема «Мусор-враг нашего города»

Выполнила:
Воспитатель 
Подготовительной группы «Бабочка»
Левина Елена Викторовна
 
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
 
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде. 
 
Задачи
  1. Обучающая. Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.  «Познавательное развитие»
  2. Развивающая. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. Развивать внимание, память, воображение
  3.  Воспитательная. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней
  4. Речевое развитие. Продолжать формировать умение вести конструктивный диалог между Воспитателем и ребенком, между сверстниками
  5. Художественно-эстетическое развитие. Продолжать воспитывать желание участвовать в совместной изодеятельности, при выполнении каких-либо работ.
Методические приёмы: художественное слово, беседа по вопросам, вопросы проблемного характера, сообщение воспитателя, игра - эстафета «Мусоробол»,  изобразительная деятельность - коллективная работа «цветочная полянка», просмотр мультфильма «Белая льдинка».
 
Материалы и оборудование: интерактивная доска, фотографии города с мусором и без, пакет с килограммом мусора, мультфильм «Белая льдинка», заготовки для цветов, клей, кисти,  салфетки, ножницы, бисер, пшено, лист А4 зелёного цвета.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Подвижная игра «Мусоробол»
Цель: развитие меткости и быстроты реакции, умения работать в команде
 
Познавательно-исследовательская
Решение проблемных ситуаций: «Куда девается мусор?»
Цель: получить знание о переработке мусора.
«Для чего нужны мусороперерабатывающие заводы?»
Цель: получить знание о том, что мусор бывает разным.
«Чем отличается бумажный и пластиковый мусор?» 
Цель: получить знания, что отличаются временем разложения в природе.
«Чем опасны стихийные свалки?»
Цель: получить знание о том, что мусор необходимо выбрасывать только в специально отведенные места. 
 
Коммуникативная
Просмотр и обсуждение мультфильма «Белая льдинка»
Цель: развивать у детей логическое мышление и способность высказывать свои мысли.
 
Изобразительная Подготовка коллективного панно «Цветочная полянка» - поделки из бросового материала: вырезание цветов из картонной упаковки от яиц. 
Конструирование Изготовление панно «цветочная полянка»
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание 
 
Поручить детям убрать за собой рабочие места после работы.
Цель: воспитывать у детей трудовые навыки, уметь убирать свое рабочее место.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника Ожидаемые результаты
1 Мотивация: Воспитатель показывает фотографии города с мусором и без Дети эмоционально реагируют на фото Сформирована эмоциональная отзывчивость детей
2 Воспитатель рассказывает, что ежедневно каждый человек выбрасывает 1 кг. мусора, в нашей группе 25 человек, а в городе более 1 млн. жителей Дети рассуждают о том, сколько же мусора ежедневно выбрасывают воспитанники группы и жители города Развито логическое мышление
3 Воспитатель предлагает рассмотреть заранее подготовленный мусор и решить, куда мы должны этот мусор выбрасывать Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, что мусор бывает разным и выбрасывать его необходимо только в специально отведенные для этого места (контейнеры и урны) Закреплено знание о классификации мусора и о вреде стихийных свалок для окружающей природы и человека.
4
Воспитатель задает вопросы:
«Для чего нужны мусороперерабаты-
вающие заводы?»
 
Дети высказывают свои мнения Обобщена информация о необходимости и важности переработки мусора
5 Воспитатель проводит подвижную игру «Мусоробол» Дети выполняют движения согласно содержанию игры. Бросают мусор в урны. Закреплены знания о необходимости выбрасывать мусор в урны и контейнеры.

6 Воспитатель предлагает детям пройти к столам и из бросового материала изготовить цветы Дети рассматривают оборудование. Рассуждают. Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

7
Продуктивная деятельность
Воспитатель предлагает «посадить» свой цветок на полянку.
 
Дети вырезают из заготовок цветы, украшают серединку цветов бисером и пшеном и наклеивают цветок на большой лист зеленого цвета (полянку). Сформирован интерес у детей к коллективной работе «цветочная полянка».

8 Воспитатель показывает детям мультфильм «Белая льдинка» Дети рассуждают о том, как бы они могли помочь пингвинёнку? Что бы посоветовали тем людям, которые к нему приезжали?  Удалось развить у детей чувство добра и заботы об окружающей природе.

Познавательно-исследовательский проекта «Вода, кругом вода» (подготовительная группа «Бабочка»

Познавательно-исследовательский проекта «Вода, кругом вода» (подготовительная группа «Бабочка»

Открыть документ


Конспект физкультурного развлечения «Весёлые старты» для старшей группы

Конспект физкультурного развлечения «Весёлые старты»для старшей группы

Открыть документ


«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в старшей группе

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в старшей группе

Открыть документ


План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование в старшей группе) тема: «Кораблик» (оригами)

План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (конструирование в старшей группе) тема: «Кораблик» (оригами)

Выполнила:
Явгаева В. С., воспитатель
МБДОУ детский сад № 309
г.о. Самара

Интеграции образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие».

Задачи:

  1. формировать умения следовать устным инструкциям;
  2. обучать различным приемам работы с бумагой;
  3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: , квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  4. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  5. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  6. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  7. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  8. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование: ноутбук, заготовки бумаги, ножницы, схема работы.

Ход занятия

  1. Вводная часть
    - Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь покажите, как нужно правильно сидеть за столом во время занятия.
    - Я хочу вам задать вопрос, он будет в стихах:
    Я раскрываю почки в зеленые листочки,
    Деревья одеваю, посевы поливаю.
    Движения полна, зовут меня …(весна)
  2. Ознакомление с приметами весны
    - Назовите приметы весны. (Солнце светит выше и ярче, тает снег и лед на реках, бегут ручьи, появляются первые цветы - ландыши, подснежники, на деревьях набухают почки, появляются листочки, природа оживает, появляются насекомые, звери тоже просыпаются.)
    - Верно, весной тает снег, бегут ручьи…….
  3. Словарная работа
    - Бегут ручьи. Задумайтесь над этой фразой. Почему говорят, бегут ручьи? Бежать может человек, собака, лошадь и другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка нет ног. Так посему же так говорят про него?
    Ответы детей….
    (Правильно, потому что вода в ручейке быстро течет, быстро движется вперед.)
    - Как вы думаете, хорошо или плохо людям от того что по улицам бегут ручьи?
    Ответы детей…
    Обобщаю ответы детей: нужно быть аккуратными, чтобы пройти и не замочить ноги. Ручьи несут воду от растаявшего снега для того, чтобы напоить влагой поля, соды, огороды, дополнить водой пруды и реки. А еще, я расскажу, как радовались весенним ручейкам в детстве мы с друзьями.
    - Знаете почему?
    Потому что наступало время, когда можно отправить в плавание наши бумажные кораблики. Они были вот такие (показ образца)

    - А хотите я вас научу делать кораблики, чтобы и вы отправили свои кораблики в плавание?
  4. Показ приемов работы и объяснение
    - Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они? (прямоугольной)
  5. Этапы:

    1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
      У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
    2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом
      (правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом). Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
      У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так…. одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
      Загибаю углы краев во внутрь.
      Какая фигура получилась? (треугольник)
    3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
    4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
    5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
    6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
  6. Физкультминутка
    Если речка голубая
    Пробудилась ото сна
    И бежит в полях, сверкая,
    Значит к нам пришла- весна!
    Если снег везде растаял
    И трава в лесу видна
    И поет нам птичья стая -значит к нам пришла весна!
    Если солнце разрумянит наши щеки до красна,
    Нам еще приятней станет -значит к нам пришла весна!
  7. Закрепление, выполнение работы
    - А сейчас вы будете выполнять работу по схеме.
    Но для начала вспомним этапы работы.
    Ответы детей.
    Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.
  8. Итог занятия:
    Посмотрите, какие кораблики получились. Вы хорошо поработали кораблики получились ровные, красивые.
    Спасибо вам за работу. А теперь давайте посмотрим, чей же кораблик поплывет? (опускаем кораблики в емкость с водой).

План-конспект занятия с мультимедийным пособием Тема: «Городской транспорт» Подготовительная группа

План-конспект занятия с мультимедийным пособием Тема: «Городской транспорт» Подготовительная группа

Выполнила:
Сорокина М.Н., воспитатель
МБДОУ детский сад № 309
г.о. Самара

Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»

Задачи:

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам, с профессиями людей, работающих на наземном транспорте.
Закреплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улиц.

Оборудование.

Демонстрационный материал: картинки (автомобиль, грузовик, автобус, поезд, троллейбус, трамвай). Раздаточный материал: картинка с изображением одного вида транспорта, разрезанная на 5-6 частей, указка.

Методы и приемы:

Практические: практическая деятельность детей, игра.
Наглядные: показ слайдов.
Словесные: рассказ, художественное слово, беседа.

Ход:

Дети по очереди берут демонстрационные картинки с изображением наземного транспорта со стола педагога, называют его и ставят картинку на доску.

Воспитатель. Как можно назвать эти картинки одним словом? (Транспорт). Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы). Как называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный транспорт). (Заучивание словосочетания «наземный транспорт».) Как по -другому можно назвать людей, которые едут в транспорте? (Пассажиры.) Отберите картинки пассажирского транспорта. Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский.) Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.) Какие грузы может перевозить грузовой транспорт? (Камни ,песок, кирпичи.) Отберите картинки с изображением грузового транспорта.

Дороги и улицы городов заполняют разные виды транспорта: грузовые, легковые, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и другие машины. И все они различаются по назначению, размерам и передвигаются с разной скоростью.

На улице нашей машины, машины,
Машины- малютки, машины большие.
Спешат легковые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчаться, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят с утра на работу.
Я. Пишумов

Есть специальные автомобили – автокраны, пожарные, медицинские. Пожарные по первому зову мчатся на помощь, едут тушить пожар. На них сигнал особый – сирена. (Демонстрация картинки.) Спешит к больному «скорая помощь», на ней доктор едет ,лекарства везет. На такой машине нарисован красный крест, ей тоже сирену поставили – нельзя ни на секундочку в пути задерживаться. (Демонстрация картинки.)

Физминутка.

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело мы идем вперед,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно прыгать: раз, два, три.

Игра «Назови вид наземного транспорта по профессии»

Цель: закрепление знаний о профессиях, развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель называет профессия и кидает мяч ребенку, который должен назвать транспорт. (Водитель-автобус, машинист, вагоновожатый, кондуктор, проводник.)

Воспитатель. А теперь отгадайте загадки:

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

С красной лестницей на крыше,
И сама вся красная.
Далеко сирену слышно –
Тут картина ясная (Пожарная машина)

Это транспорт городской возит всех,
Но вот беда: он в сторонку «ни ногой»,
Едет там, где провода. (Троллейбус).

Шашечный дом по дороге бежит
Всех, кого надо, он быстро домчит. (Такси)

Я важная машина, есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы по ленточкам дорог.
И парты, и арбузы я вам доставлю в срок. (Грузовик)

Заключительная часть

Игра «Сложи картинку»

У каждого ребенка картинка с изображением одного вида транспорта, разрезанная на 5-6 частей.

Прогулка как средство познавательной активности у детей дошкольного возраста

Система педагогической деятельности по коррекции межличностных отношений у дошкольников.

Система педагогической деятельности по коррекции межличностных отношений у дошкольников

Выполнила:
Явгаева В.С., воспитатель
МБДОУ детский сад № 309
г.о. Самара

Сегодня у детей больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, ставиться все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей предотвращать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь —следовать социальным нормам и правилам. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, ка в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя —обогатить это общение духовной теплотой, чуткостью и уважением.

Задачи системы:

  1. Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы
  2. Снятие психо-физического напряжения у детей.
  3. Коррекция поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.
  4. Актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх.

Основное назначение данной системы состоит в том, что она направлена на то чтобы помочь ребенку преодолеть опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении. Система включает в себя 2 блока.

1 блок «Обучение эффективным способам общения в детском коллективе».

Цель блока: объединение детей, развитие коммуникативных навыков.

Основными формами работы первого блока являются занятия, игровые упражнения, беседы на которых дети учатся понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Таблица 1. Обучение эффективным способам общения в детском коллективе.

Сроки реализации: сентябрь-январь.

1. игра «Смелые мышки» Цель игры: объединение детей
2. игра «Попроси игрушку» Цель игры: развитие коммуникативных навыков
3. игра «Ты мне нравишься» Цель игры: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми
4. игра «Доброе животное» Цель игры: формирование у детей адекватной самооценки, прививать новые формы поведения
5.игра «Король» Цель: научить ребенка самому вырабатывать механизм самоконтроля, принятие верного решения
6. игра «Добрые волшебники» Цель игры: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам
7. игра «Утка с утятами» Цель игры: научить детей правильно воспринимать сверстников-их движения, действия, слова
8. игра,беседа «Сладкая проблема» Цель игры: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения в свою пользу
9. игра,беседа «Ссора» Цель игры: учить детей анализировать поступки
10. игра, беседа «Примирение» Цель игры: учить снимать напряжение и агрессивность
11. игра, беседа «Рукавички» Цель: организация совместной продуктивной деятельности
12.игра «На мостике» Цель игры: выражение поддержки другим детям
13. игра, беседа «Коврик мира» Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий
14. беседа «Я и детский сад» Выявляются особенности поведения между детьми
15. занятие «Правильное решение» Цель: развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания
16. тренинг «Взаимное признание и уважение» Цель: научить детей физическому выражению своих чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности
17. этюд «Проблемная ситуация» Выявляются особенности поведения между детьми
18. этюд «Незнайка» Цель: научить ребенка выражать себя своими индивидуальными средствами

 

После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь воспитателю важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Важным аспектом работы с играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной позиции. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других уже целебна сама по себе.

Работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.

2 блок «Работа с семьей по коррекции межличностных отношений у дошкольников».

Цель данного блока: объединение детей и взрослых, создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем.

Задачи блока:

  1. ​ Раскрепощение детей и взрослых
  2. ​​ Формирование навыков общения у детей и взрослых, у взрослых с детьми
  3. ​​ Актуализация потребностей в совместных детско- родительских играх

Таблица 2. Работа с семьей по коррекции межличностных отношений.

Сроки реализации: февраль-май.

1. консультация для родителей «Как помочь эмоциональным детям»  
2. лекция для родителей «Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником» Направлена на формирование желания к адекватному восприятию членами семьи друг друга
3.тренинг «Эффективное взаимодействие родителей с детьми» Помогает родителям понять, что дети являются их «зеркалом» и наследниками традиций и обычаев их семьи
4. игра «Съедобное-несъедобное» Цель: раскрепощение участников, объединение их в группу
5.театрализованная игра «Мир наоборот» Цель: снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого
6. подвижная игра «Жужа» Цель: раскрепощение детей и взрослых.
7. игра «Иголочка и ниточка» Цель: разрядка агрессивных импульсов.
8. игра «Да» и «Нет» Цель: развитие волевых качеств.
9. соревновательная игра «Волшебные картинки» Цель: разрядка агрессивных импульсов
10. упражнение «Гусли -самогуды» Цель: разрядка агрессивных импульсов
11. игра «Летает -не летает»
12. игра «Колечко»
13. соревновательная игра «Найди свой цветок»
14. развлекательная игра «Найди своего ребенка»
15. игра «Цветик-семицветик»
Цель: формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых с детьми; развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.

Список литературы

  1. ​Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2003.
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: «По дороге к медведю»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «По дороге к медведю»

Выполнила:
Екамасова О.И., воспитатель
МБДОУ детский сад № 309
г.о.Самара

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

  1. Вырабатывать навык четкого произношения звуков [м] [м*]. («Коммуникация»)
  2. ​ Закреплять понятие «согласный звук». (Коммуникация)
  3. ​ Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. («Коммуникация»)
  4. Познакомить с буквой «М». («Коммуникация»)
  5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память. («Познание»)
  6. ​ Развивать творчество детей, закреплять умение лепить буквы из пластилина. («Художественное творчество»)
  7. Создавать радостное настроение, используя музыку. («Музыка»)

Оборудование:

кукла Маша, мягкая игрушка медведь, карточки-схемы для обозначения звуков, картинки с продуктами: бутылка молока, хлеб, колбаса. Мороженое. Морковь, мясо, горшочек с медом), полоски, разделенные на три части, фишки, мешочек, буквы из картона, пластилин, дощечки, салфетки.

Логика построения НОД.

- Ребята, вы помните сказку « Маша и медведь»? Чем она закончилась? (Маша спряталась в короб и медведь унес ее домой). К нам сегодня пришли Маша, хоть она и сбежала от медведя, но дорогу теперь знает и решила его навестить, отнести продуктов. Хотите отправиться вместе с ней?

- Какой первый звук в имени Маша? А в слове медведь? Вот об этих звуках мы будем сегодня говорить, и познакомимся с буквой, которая их обозначает, буквой М.

-Давайте вместе произнесем звук [М], губы сжаты и напряжены. Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда. Попробуйте намотать ниточку на клубок, ниточка рвется. (то же самое со звуком [м*])

-Давайте расскажем Маше об этих звуках и покажем, как их можно изобразить с помощью карточек.

Согласный, звонкий, твердый – синяя карточка.

Согласный, звонкий, мягкий – зеленая карточка.

Речевая зарядка.

- Давайте научим Машу играть в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:

ма-мя му-мю ам-амь ум-умь мо- ме мы-ми ом-омь им-имь.

Определение наличия и места звуков в словах.

- Где можно взять продуктов для медведя? (купить в магазине). Давайте зайдем в магазин и купим продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м*] (предлагаются картинки: молоко, колбаса, мороженое, морковь, хлеб, мясо, мед).

- Давайте определим, в каком месте находятся звуки в этих словах: вначале, в середине или в конце (дети берут полоски, разделенные на 3 части и фишки, воспитатель называет слово, дети ставят фишку в нужный квадрат).

- Пока Маша собирается, я прочитаю вам стихотворение, в конце каждой строки будет слово со звуком [м] или [м*], я читаю сточку, а вы поднимаете карточку, если слово с твердым звуком – синюю. С мягким – зеленую :

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл.

Физминутка.

Отправляемся к медведю:

Мы топаем ногами

Мы хлопаем руками,

Качаем головой, мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

Мы руки подаем

И по лесу идем.

Дети берутся за руки и идут к домику медведя.

Знакомство с буквой.

-А вот и медведь как раз возвращается из леса, мешок какой-то несет. Давайте поздороваемся и спросим, что в мешочке. (Медведь говорит, что и сам не знает, что нашел мешок в лесу, предлагает детям достать и посмотреть). Дети на ощупь достают из мешочка буквы, называют их, одна из них новая. Что это за буква? Кто-нибудь знает? О каких звуках мы сегодня говорили? А это буква М. На что похожа буква М? Из скольких элементов она состоит? Давайте прорисуем в воздухе (пальчиком, кулачком, локтем). А знаете, как еще можно изобразить букву М? Саша и Настя, подойдите ко мне, возьмитесь за руки и немного отойдите друг от друга. Посмотрите, ребята, какая буква получилась у Насти и Саши? Похоже на букву М? Встаньте парами, сделайте букву М. маша обрадовалась. Что мы познакомились с первой буквой ее имени. Медведь решил подарить Маше букву.

Лепка буквы из пластилина.

- Ребята, а давайте медведю в подарок тоже сделаем букву М. Из чего ее можно сделать? Давайте слепим ее из пластилина. Сколько палочек нужно вылепить? Какого размера? (две длинных и две покороче).

- Ребята, вспомните, с какими звуками мы сегодня познакомились на занятии?

- Какие это звуки?

- С какой буквой познакомились?

- Что понравилось больше всего?

Список литературы

  1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб., «Детство-Пресс», 2005
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
  3. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007
  4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.
  5. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Путешествие в волшебную страну бумаги»

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну бумаги»

Выполнила:
Шестерёва М.М.,старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 309
г.о. Самара

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

Задачи:

  1. - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

    - познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях, открыть новые возможности бумаги;

    - формировать бережное отношение и бережное использование бумаги. («Познание»)

  2. ​- активизировать личную позицию ребенка;

    - развивать умение придерживаться игровых правил в дидактических играх;

    - воспитывать толерантное отношение к друг другу, желание помочь. («Социализация»)

  3. развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы взрослого, касающиеся данной темы. («Коммуникация»)
  4. - помочь детям постичь свойства, структуру бумаги;

    - учить конструировать и моделировать. («Художественное творчество»)

  5. формировать навыки правильного поведения во время проведения опытов. («Здоровье»)
  6. учит соблюдать правила безопасности при работе с ножницами и при проведении опытов. («Безопасность»)
  7. - формировать опыт слушания музыкального произведения до конца, замечать изменения в звучании;

    - воспитывать интерес к музыке. («Музыка»)

Методы и приемы: (соотнесены с методикой О.В. Дыбиной)

  • практические: Наблюдения за изменениями состояний бумаги.

    Экспериментирование: опыты «Танцующая фольга», «Сминание бумаги», «Разрывание бумаги», «С водой и бумагой» Цель: формирование представлений о свойствах бумаги. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

    Дидактическая игра: «Бумажный предмет» Цель: выявить и закрепить представления детей о свойствах бумаги. Развивать логическое мышление, речь воображение.

  • наглядные: Рассматривание и обсуждение иллюстрации к песне «Бумажные кораблики» (автор – М.Скребцова) Цель: развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы взрослого, касающиеся данной темы.
  • словесные: Беседа о песне. Цель: воспитывать интерес к музыке.

Составление рассказов « о бумажном кораблике» Цель: развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы взрослого, касающиеся данной темы. Помочь детям постичь свойства, структуру бумаги.

Отгадывание загадок о бумаге. Вопросы. Цель: создать условия для развития умения задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Материалы и оборудование: (соотнесены с методикой О.В.Дыбиной)

стаканы с водой, ларец, клеенки (по количеству детей), полотенца тканевые (по количеству детей), шарфы из бумаги (по количеству детей), разная бумага (простая. Картон. Копировальная, салфетки . Альбомные листы по количеству детей. Вещи из бумаги, 2 подноса, музыкальный центр, диск с записью песни «Бумажные кораблики», рисунок кораблика.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
(соотнесено с методикой О.В.Дыбиной)
Познавательно-исследовательская

Наблюдения за изменениями свойств бумаги.

Решение проблемных ситуаций.

Экспериментирование: опыты «Танцующая фольга», «Сминание бумаги», «Разрывание бумаги», «С водой и бумагой»

Цель: формирование представлений о свойствах бумаги. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Дидактическая игра: «Бумажный предмет»

Цель: выявить и закрепить представления детей о свойствах бумаги. Развивать логическое мышление, речь воображение

Продуктивная

Изготовление бумажного корабля. Нарезание полосок для проведения опыта «Танцующая фольга».

Игровая

Игровые ситуации. Игра с правилами ( дидактическая игра: «Бумажный предмет»

Цель: выявить и закрепить представления детей о свойствах бумаги. Развивать логическое мышление, речь воображение

Коммуникативная

Беседа о песне. Цель: воспитывать интерес к музыке.

Составление рассказов « о бумажном кораблике» Цель: развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы взрослого, касающиеся данной темы. Помочь детям постичь свойства, структуру бумаги.

Отгадывание загадок о бумаге. Вопросы. Цель: создать условия для развития умения задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Рассматривание иллюстрации к песне «Бумажные кораблики» (автор – М.Скребцова)

Цель: развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, отвечать на вопросы взрослого, касающиеся данной темы.

Музыкально-художественная

Слушание песни «Бумажные кораблики». (автор – М.Скребцова)

Цель: воспитывать интерес к музыке. Формировать опыт слушания музыкального произведения до конца, замечать изменения в звучании

Трудовая

Познавательные опыты и задания. Проводятся опыты В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

Двигательная

Двигательная пауза: «Бумажные фантики»

Цель: Формировать потребность в двигательной активности.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1

Мотивирует детей на дальнейшую деятельность: приглашает детей отправиться в путешествие по Волшебной стране бумаги.

Вопросы: Может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт?

Отвечают на вопросы.

Дома у нас строятся из камня. Мебель делают из дерева. Одежду шьют из ткани. Транспорт делают из металла.

Замотивированы на участие в дальнейшей деятельности.

Созданы условия для развития умения задавать вопросы и отвечать на вопросы

2

Предлагает вспомнить и рассказать о бумажном кораблике, который оказался непрочным.

Рассказывают о бумажном кораблике, который при погружении в воду намок, оказался непрочным, непригодным для дальнейшего путешествия.

Адекватно возрасту используют вербальные средства общения, владеют диалогической речью

3

Задает вопрос: Что надо для изготовления кораблика?

Чтение загадки:

На ней мы нарисовали корабли,

Вот пролетели журавли,

С нее согнем кораблики.

Пускай плывут до Африки. (Бумага)

Отгадываю загадку (Бумага).

Вместе с воспитателем обсуждают материалы из чего можно сделать корабль, последовательности выполнения работы.

Развиты предвосхищающие представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования

4

Предлагает сделать подарок - бумажный корабль.

Поэтапно выполняют работу

Заинтересованы новым.

Способны самостоятельно действовать

5

Благодарит за изготовленные кораблики и в знак благодарности предлагает подарить песню о бумажном кораблике

Слушают песню и одновременно рассматривают иллюстрацию к песне «Бумажные кораблики». (автор – М.Скребцова)

Созданы условия для восприятия и слушания музыки

6

Проводит беседу о песне. Цель: воспитывать интерес к музыке.

Задает вопросы: Какая музыка? Какие краски вы представили, когда слушали песню? Как нужно петь эту песню? О чем поется в песне? Почему кораблики могут утонуть? О какой мечте поется в песне?

Рассказывают о наблюдаемых процессах на основе иллюстраций, о своих представлениях и впечатлениях во время слушания песни.

Отвечают на вопросы.

Созданы условия для развития умения задавать вопросы и отвечать на вопросы по воспринимаемому содержанию.

Владеют средствами общения, диалогической речью

7

Предлагает провести опыт «Танцующая фольга» Нарезать фольгу на длинные полоски. Провести расческой по волосам. А затем поднести ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут танцевать.

Выполняют последовательно действия.

Делают выводы.

Способны предложить собственный замысел, рассказывать о наблюдаемых процессах

8

Предлагает провести опыт «Сминание бумаги».

Вопросы: Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось?

Выполняют последовательно действия.

Отвечают на вопросы: стол смять не получилось, потому что он прочный.

Делают вывод: стол- прочный, а бумага – непрочная.

Закреплены умения работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

9

Предлагает провести опыт «Разрывание бумаги» Попробуйте разорвать бумагу. Вопросы: Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему?

Выполняют последовательно действия.

Отвечают на вопросы: полотенце разорвать не получилось, потому что оно прочное.

Делают вывод: ткань- прочнее бумаги.

Развита исследовательская деятельность. Сформировано умение рассказывать о наблюдаемых процессах

10

Предлагает провести опыт «С водой и бумагой» Положить листочки бумаги (разная бумага: простая. картон, копировальная, салфетки разных цветов) в воду.

Предложить взять из воды салфетки в руки.

Вопросы: Что произошло? Почему?

Предлагает сделать выводы

Делают вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага материал непрочный.

Развито наглядно-действенное мышление в процессе экспериментирования с различными объектами, находящимися в разных агрегатных состояниях

11

Проводит динамическую паузу «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки – сладкоежки

Конфеты дружно съели.

Ветер вдруг набежал и все фантики поднял.

Закружились полетели и на землю тихо сели.

Мы все фантики возьмем и в коробку отнесем.

Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.

Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.

Садятся на корточки.

Складывают фантики в коробку.

Выполняют движения в соответствии со словами.

12

Предлагает провести дидактическую игру «Бумажный предмет»

Цель: выявить и закрепить представления детей о свойствах бумаги. Развивать логическое мышление, речь воображение

Дети встают полукругом около ларца. Берут предметы и определяют из чего он сделан. Раскладываю на подносы

Закреплены представления о свойствах бумаги

13

Проверяет правильно ли выполнили задание

Вместе с воспитателем исправляют ошибки

 

 

Итоговое мероприятие:

Выставка поделок из бумаги «Бумажная фантазия ».